Яндекс.Метрика 12

Под знаком бизнес-мобильности

29апр16
Под знаком бизнес-мобильности

Интервью: Алексей Комов

Опубликовано в журнале «IT-Менеджер», 05.2016

О реалиях отечественного рынка разработки мобильных приложений для корпоративного сектора, а также о принципиальных отличиях таких решений от продуктов для B2C-сектора в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Хусейн Аз-зари, президент группы компаний CDC («Центр Корпоративных Разработок»).

Каким образом вы начали свой путь в сфере информационных технологий?

Все началось с московской математической школы №354 им. Д. М. Карбышева. Учась в ней, я проходил практику тогда еще в институте, а ныне в университете — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Там сразу поставили задачи по написанию программ на «Фортране» и «Паскале» — это был мой первый опыт программирования. Тогда я еще не решил для себя, что стану программистом, однако у меня была пятерка по этой дисциплине. После окончания школы отслужил в армии и продолжил обучение, при этом параллельно встал вопрос о поиске работы. Вернувшись из армии, в 1987 году я пришел в вычислительный центр предприятия «Мособлстройматериалы», который обслуживал большое количество заводов по производству строительных материалов Московской области. Электроника в вычислительном центре была по тем временам довольно мощная: в частности, мы работали на немецких персональных компьютерах Robotron и французских моноблоках Amstrad.

Каким был первый опыт разработки систем масштаба предприятия?

Я участвовал в разработке комплексной системы управления предприятием (можно сказать — ERP), которую мы в начале 90-х годов внедряли на заводе железобетонных изделий в Орехово-Зуево. Задача была нетривиальная, поскольку номенклатура изделий, выпускаемых заводом, включала более 2,5 тыс. наименований. Мы создавали систему с нуля под ключ, в том числе модуль материально-технического снабжения, управления производством и сбытом, весь бухгалтерский функционал, модуль для кадровой службы, отдельное рабочее место для главного инженера, а также блок отчетности. Все это действовало в единой сети на базе технологии ARCnet с топологией «звезда». В качестве сервера использовался компьютер IBM PC/XT 386, а в качестве рабочих станций — IBM PC/XT 286. Решение мы писали на языке Clipper. Для меня это стало возможностью поучаствовать во всей цепочке разработки, начиная с выяснения и понимания потребностей заказчика и заканчивая внедрением всего комплекса ПО. Думаю, по тем временам я получил бесценный опыт, позднее занимался автоматизацией еще нескольких крупных областных заводов.

На каком этапе вы превратились из программиста в менеджера?

В конце 1991-го часть сотрудников нашего отдела ушла в коммерцию — торговать компьютерной техникой, а в те годы она стоила чуть ли не дороже автомобилей и приносила высокий доход. И вместе с товарищами я тоже занялся дистрибуцией и ритейлом. Благодаря этому мне удалось изучить процессы торговли, автоматизацией которой занялся позднее, во второй половине 1990-х. Тогда, собирая свою команду программистов, я уже знал все нюансы ритейловых бизнес-процессов и фактически был готов к тому, чтобы выступать в роли постановщика задач. Значительную часть доходов, полученных от торговли, мы реинвестировали в собственные разработки, организовав компанию «Центр Компьютерных Разработок» (впоследствии — группа компаний CDC). В 1997 году у нас появилась программное обеспечение для мобильных терминалов, позволившее возможность осуществлять вэнселлинг (от англ. van selling — «торговля с колес») — продажи с автомобиля. В дальнейшем мы активно развивали нашу мобильную платформу, и на сегодняшний день она превосходит все зарубежные аналоги, что подтверждается многочисленными испытаниями как в России, так и за рубежом.

В чем заключаются принципиальные отличия мобильных приложений для B2B от приложений для частных пользователей?

В основе приложений для B2C лежит та же типичная клиент-серверная архитектура, поскольку в ней есть конкретный клиент, потребляющий услугу, и есть некий центр, эту услугу оказывающий. Принципиальное отличие заключается в том, что любые мобильные приложения для B2C, несмотря на внешнюю схожесть интерфейсов, намного проще, чем для B2B с точки зрения количества связанных между собой данных и в B2C на порядки проще сценарии и логика. Причем в случае с B2B данные вначале агрегируются в корпоративной информационной системе, а затем предоставляются в безопасном виде различным сотрудникам, в зависимости от их статуса и задач. Дополнительная сложность заключается в том, что в режиме офлайн сотрудники компаний могут выполнять на своих мобильных устройствах различные действия с полученными данными. И от этого напрямую зависит, заработает их компания или нет, или останется их клиент лояльным или нет. Из-за подобных сложностей у многих успешных B2C-разработчиков возникают серьезные сложности, когда они берутся за корпоративные проекты. То есть мобильные решения для корпоративного сектора гораздо более надежны и функциональны, содержат намного больше связанных данных и обладают существенно более сложными сценариями работы, и должны поддерживать полноценный офлайн-режим. Наконец, нельзя забывать о совершенно иных требованиях бизнеса к поддержке. Покупая продукты, корпоративные клиенты хотят быть уверены, что разработчик будет много лет развивать, поддерживать и нести ответственность за качество работы.

Какие требования в части информационной безопасности должны обязательно соблюдать компании, использующие мобильные решения?

Основополагающий принцип при внедрении любого мобильного корпоративного решения — оно должно на 100% органично вписываться в политики и стандарты безопасности компании. Именно мобильное решение должно гибко подстраиваться под компанию, а ни в коем случае не наоборот. Не менее важно, чтобы специалисты по безопасности компании-заказчика четко понимали, как организована защита информации на всех этапах ее передачи между серверами и мобильными устройствами при использовании мобильного приложения для B2B, а также что происходит с данными на мобильных устройствах сотрудников. Увы, далеко не все в рамках информационной безопасности описывается регламентами и стандартами — есть множество нюансов, которые можно выявить лишь в непосредственном общении заказчиков с разработчиками. Еще одно обязательное правило для корпоративных мобильных решений — наличие многоуровневой защиты данных. При этом крайне важно, чтобы на мобильное устройство сотрудника попадали лишь те корпоративные данные, которые непосредственно связаны с его задачами в конкретный момент работы. Также любое серьезное мобильное решение для B2B должно обладать встроенным ключевым функционалом решений типа Mobile Device Management, позволяющим в случае утери гаджета либо мгновенно уничтожить всю корпоративную информацию удаленно, либо убрать его из списка доверенных устройств, имеющих доступ к корпоративным системам.

Как меняется спрос на мобильные решения для B2B на российском рынке?

Несмотря на кризис в экономике, за последний год темпы корпоративной мобилизации в России заметно ускорились. Это вызвано тем, что внедрение профессиональных мобильных решений в бизнес-процессы компаний реально снижает их издержки, существенно увеличивая качество и производительность выполняемой сотрудниками работы. Однако наш рынок все еще отстает от Запада, потому что только в условиях мощной государственной поддержки и жесткой рыночной конкуренции рождаются инновации и по-настоящему качественные инновационные продукты. На нашем рынке нет обоснованных объективных критериев выбора лучшего ПО, доминируют субъективные. С конкуренцией еще хуже. Зачастую, особенно в крупных организациях с господдержкой, даже несмотря на тендерные процедуры и конкурсы, реальные характеристики ПО влияют на выбор процентов на 20 %, а все остальное это лоббизм. Данная ситуация никак не способствует фокусироваться на разработке, скорее на процессах продажи, — а это уже другая история, не про лучший софт.

Коммерческие организации, попавшие под санкции западных государств, например банки, стали чаще обращаться к вам за приобретением каких-то решений?

Российские банки, входящие в первую сотню, находятся на передовой в части инновационного развития и использования информационных технологий. Большинство из них уже давно внедрили корпоративные системы, и год от года занимаются их поступательным развитием. У нас есть крупные заказчики в банковском секторе, для которых мы, к примеру, реализуем автоматизацию процессов маршрутизации и контроля служб инкассации. Но это происходит не из-за санкций, а потому что наши решения в данной области существенно опережают разработки конкурентов, в том числе и зарубежных. Если же говорить о госсекторе, то моя жесткая позиция такова: для систем государственного управления и управления стратегически важной для страны инфраструктурой, а также ОПК должны использоваться исключительно отечественные ИТ-решения. И эти решения, должны превосходить зарубежные аналоги. То, что можно заменить, нужно заменить как можно быстрее. Но стратегия должна быть продумана.

Как по вашим прогнозам изменятся программные платформы для мобильных телефонов будущего?

Как правило, программные средства и вычислительные процессоры развиваются параллельно. Поэтому если говорить о будущем, то принципиально иное программное обеспечение потребуется лишь для процессоров с принципиально другой архитектурой. Пока же все движется поступательно, эволюционно. Радикальные изменения подхода к разработке мобильных платформ могут произойти в связи с технологическим прорывом в области и аккумуляторных батарей — если они, наконец, станут очень компактными, легкими и очень гибкими, и при этом смогут обеспечивать гораздо более продолжительную автономную работу гаджетов. Определенные перспективные проекты в этой области уже есть, но они пока далеки от массового рынка. Еще один немаловажный фактор — физические системы визуализации. К примеру, если смартфоны будут оснащаться гибкими экранами или устройствами создания объемных изображений в пространстве (объемное проецирование в воздухе). И для таких устройств действительно потребуются принципиально новые программные платформы. Возможно будет наблюдаться активная миниатюризация мобильных телефонов, и опять же, для визуализации вместо экранов придется использовать какие-то другие технологии, например голографические. Для них, естественно, тоже понадобится иное программное обеспечение. В ближайшие 5–10 лет станет ясно, как станут дальше развиваться мобильные устройства, и тогда можно будет спрогнозировать пути дальнейшего продвижения мобильного ПО.

Будет ли это развитие как-то связано с наступлением эпохи IoT, о которой так любят рассуждать многие крупные зарубежные вендоры?

Лично для меня в «Интернете вещей» нет принципиально ничего нового — как не было его и в так называемых облачных вычислениях, когда многие производители программно-аппаратных средств начали активно пророчить наступление «эпохи облаков». Наша компания реализовала первый проект с использованием облачных технологий в 2004 году, тогда как Microsoft, к примеру, активно заговорил о них лишь в 2010-м. А все потому, что облака — это всего лишь маркетинговое название стандартной, уже давно известной рынку клиент-серверной архитектуры. Другая история, с использованием ПО как сервиса внешнего провайдера. Но, там проблемы с недостаточными возможностями использования реально большого нужного компаниям функционала и обмена данными с разными модулями КИС компании. Поэтому, так называемые корпоративные «облачные» решения идут по пути «good enough», но серьезному среднему и тем более крупному предприятию это не подходит, если все называть своими именами. То же самое и с «Интернетом вещей»: не более чем новый маркетинговый ход, направленный на формирование новой ниши потребления. Да, безусловно, технологии M2M очень перспективны и полезны, особенно если речь идет об автоматизации контроля каких-то критических процессов. Но подобные технологии существуют уже давно, в них нет ничего инновационного, единственное что меняется — стандарты связи, которые используются для межмашинного взаимодействия. Просто поднимут цены на «умные» холодильники и прочее, плюс появятся новые платные сервисы. «Развитие» мировой экономики ведь останавливать нельзя. «Умные и сильные» мира сего и продвигают данный тренд как один из факторов развития.

Ваше сообщение отправлено!

Менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.