Яндекс.Метрика 12

Мобильная торговля: прошлое и будущее

28апр07

Корреспондент Кристина Бесчаснова

Интервью опубликовано в журнале «Деловая столица: Лица бизнеса», №4/1, 2007.


Хусейн Аз-зари

Хусейн Аз-зари. Родился 30.10.1969 в Москве. Окончил факультет «автоматизация и механизация строительства» Московского государственного строительного института, Академию экономики и права по специальности «хозяйственное право» и Московский институт управления коммунальным хозяйством по специальности «менеджмент». После окончания первого вуза работал менеджером, а после — коммерческим директором в НПО «ВАМ». Затем руководил направлением информационных технологий в ГК «Интерстатус». С 1996 года занимается стратегическими разработками в области применения мобильных технологий в корпоративном секторе. Свободное время любит проводить с семьей, увлекается охотой, единоборствами и тяжелой атлетикой.

Г-н Аз-зари, с чего вы начинали?

В конце 1996 года у нас возникла идея разработать под продаваемые нами мобильные устройства Apple Newton MessagePad высокопрофессиональное решение для автоматизации мобильной торговли. И первую систему МОТОС, появившуюся в 1997 году, мы внедрили в компании «Русмед», которая тогда была крупным дистрибьютором Procter & Gamble.


Прообразы ОПТОКЕЙСов для мобильных торговых представителей в комплекте с Newton MessagePad и Psion WorkAbout. Фото из архива CDC.

При существовавших тогда бумажных технологиях главной проблемой в торговле методом van selling, т. е. «с колес», для водителя-экспедитора или менеджера являлся ручной расчет стоимости отгружаемого товара по каждой позиции и оформление соответствующих документов в торговой точке, отсутствие эффективных инструментов планирования потребностей клиентов. Например, активный ассортимент дистрибьютора Procter & Gamble может превышать 1 700 позиций, в продажу в точке может войти более 150. Внесение нужных позиций в оформлявшуюся на месте накладную и расчет стоимости по каждой из них требовали очень много времени и терпения. Были ошибки, т. к. в основном работали с калькулятором — ноутбуки стоили дорого, да и в настоящее время их использование в мобильной торговле абсолютно не выдерживает никакой критики.

Мы дали инструмент, который, во-первых, в автоматическом режиме учитывал реальные остатки в автомобиле на момент продажи, а во-вторых, позволял провести быструю инвентаризацию. Это была система контроля и самоконтроля. Сотрудники, обслуживающие вэн, в любой момент видели, например, сколько у них должно быть денег в кассе. И, в-третьих, время оформления накладной сокращалось раз в 20-30, а ошибки расчетов сводились к нулю. Благодаря нашему решению, в конце 90-х при ассортименте в 20-30 позиций продажи росли на 70-90%, а в 100 позиций — на 300-1000%! При этом, в отличие от западных аналогов, мы предлагали относительно дешевые и компактные мобильные терминалы стоимостью $700-750 и весом примерно 300 г., работавшие без подзарядки 4-6 недель от 4-х пальчиковых батареек, в то время как в США использовали защищенные терминалы за $3,5-4 тыс., весом 3,5 кг, несколько раз больше размером, требующие розетку каждые 2 часа! Какая тут мобильность!? Кстати, в дальнейшем мы тоже делали системы на базе защищенных промышленных терминалов, например Psion WorkAbout, и до сих пор у нас остались работающие на них заказчики. А сейчас пришло время применять в мобильной торговле защищенные терминалы, например, Symbol производства компании Motorola.


Мобильный терминал Symbol MC70

Каким был ваш следующий шаг?

В конце 1997 года мы выбрали лидирующую на тот момент платформу Palm OS, на базе которой разработали автоматизированный аппаратно-программный комплекс мобильной торговли ОПТИМУМ, куда, помимо программного обеспечения, входил еще и печатающий блок ОПТОКЕЙС. Мы пробовали разные принтеры и пришли к выводу, что нужен некий бокс для их защиты и удобства переноски. Им стал элегантный чемодан из пластика с дюралевым корпусом фирмы Samsonite, легкий и защищающий от механических воздействий, излишней пыли и влаги. Мы монтируем в него не только принтеры, но и дополнительный аккумулятор, который питается от автомобильного прикуривателя, плюс электронное устройство, защищающее его от перегрузки сети и размыкающее цепь, когда чемодан закрыт или принтер не используется. Мы добились, что без подзарядки автономно ОПТОКЕЙС печатает до 500 документов формата А4. На тот момент стоимость этого комплекса была относительно высока — около $650. Но заказчики, которые пробовали отдельно купить рекомендованные нами принтеры и зарядные устройства, через год все равно приходили и покупали ОПТОКЕЙС, потому что в эксплуатации он обходился значительно дешевле. Приведу пример, что даже в таких городах, как Норильск, где самые тяжелые условия эксплуатации, ОПТОКЕЙСы используются с 2001 года практически без ремонта. Часто их обладатели даже не обращаются в сервис, а просто сами выполняют рекомендованную нами профилактику. Сегодня мы используем все имеющиеся на рынке печатающие мобильные устройства и продаем уже пятое поколение комплексов ОПТОКЕЙС.


ОПТОКЕЙС пятого поколения

С 1999 года Microsoft стал активно продвигать на рынок платформу Windows CE (Pocket PC), сейчас — Windows Mobile 5.0, и мы стали развивать систему одновременно на двух платформах — Palm OS и Pocket PC. Кстати, 28 февраля 2007 года в рамках мероприятия под названием Windows Mobile Developer Briefing 2007, проводимого компанией Microsoft в Москве, Дэвид Хупер, отвечающий за маркетинг мобильных решений в странах Западной и Восточной Европы, дал интервью ряду компьютерных и деловых изданий о развитии подобных решений на континенте. В качестве успешных примеров он рассказал об опыте внедрения и использования АСУМТ ОПТИМУМ в ОАО «Лебедянский» (один из крупнейших в стране производителей соков) и в российском филиале Nestle. Можно сказать, что нас реально заметили в вотчине Билла Гейтса.

Неужели у вас не возникало никаких трудностей?

Пришлось решать проблему, связанную с тем, что при печати нельзя было использовать шнуровое соединение, потому что в среднем торговый представитель делал от 12 до 40 продаж в день, и разъемы быстро выходили из строя, а инфракрасные порты в 97-м в принтерах бывали редко. Поэтому сначала мы использовали инфракрасные порты, но потом они стали исчезать из принтеров, а Bluetooth еще не появился — эта технология стала интенсивно применяться только в последние два года. Некоторые заказчики говорили, что у них есть собственные принтеры, например, очень надежный, но большой и не предназначенный для мобильного использования Epson LX300+, в котором есть параллельный порт. Тогда мы оперативно разработали переходники, позволяющие печатать на этом принтере с карманного компьютера по Bluetooth. Сегодня у нас есть целая лаборатория, постоянно разрабатывающая подобные аксессуары, в т.ч. и для смежных областей.

Насколько я знаю, после автоматизации торговли «с колес» вы взялись за автоматизацию процессов по сбору заказов.

Да, среди заказчиков появились крупные компании, например, «Пепси», выбравшая решение на платформе Palm OS. КПК на базе Palm были иногда на 40% дешевле других. АСУМТ ОПТИМУМ для Palm OS получила очень удобный простой и дружественный интерфейс, были автоматизированы процессы предварительного сбора заказов, так называемая технология pre selling, когда мобильный сотрудник объезжает торговые точки, выясняет остаток товара и рассчитывает заказ для каждой с учетом множества факторов. В случае с напитками, например, нужно учитывать сезон, динамику продаж конкретной точки, контролировать ее дебиторскую задолженность, т.к. с конца 90-х поставщики в основном работают с торговыми точками в кредит. Торговому представителю важно контролировать и использование торгового оборудования, например, холодильников со специальной витриной: иметь информацию, когда и сколько их было поставлено, сколько должно быть в наличии, или взять заказ на новые, если магазин расширяется. Значит, должна быть возможность быстро и удобно пометить, что нужен такой-то холодильник, и забыть про это, т.к. этим будут заниматься логистики. Нужен также мониторинг собственных цен и цен конкурентов, контроль качества выкладки товаров. Как видите, pre selling — довольно сложный бизнес-процесс, где использование бумажных технологий часто приводит к формальной записи несоответствующих действительности цифр. В нашем случае, когда агент, например, снимает на точке остатки товара, в простейшем варианте у него есть формула, где уже задан рекомендованный остаток по каждой позиции для данной категории торговых точек или конкретно для этой. Он рассчитывается в офисе компании на основе статистики, причем наша система делает это с любыми единицами измерения — от граммов и коробок до паллет. Дальше используются рассчитанные по корпоративным стандартам коэффициенты для сезонного фактора, специальных акций и т. д. В результате агент получает шаблон заказа для конкретной точки с предлагаемым к заказу количеством по всем позициям, что очень экономит его время и силы. Ему остается только окончательно согласовать заказ с представителем магазина.

Но ведь этот заказ еще нужно оперативно передать в офис?

Да, и при бумажной технологии это непросто! Например, «Пепси» работает с несколькими десятками тысяч торговых точек, это тысячи заказов ежедневно и более сотни агентов только по Москве и области. Представьте — все они должны вечером приехать в офис, сдать бланки, а кто-то должен ввести все данные в компьютер. Колоссальная нагрузка, требующая большого количества операторов, которые тоже могут ошибаться. При этом склад весь день стоит, и только после ввода в систему всех или большинства заказов можно планировать ассортиментную доставку, ставить машины под погрузку и т. д.

Что дает наша система? Торговый представитель выполнил мерчендайзинг, оформил заказ и тут же, используя сотовую связь, из магазина отправляет заказ в офис. Мы первые добились стопроцентного качества, т.е. гарантируем, что ничего не потеряется. Наша технология обмена данными между мобильным терминалом (будь это связка телефон — карманный компьютер или коммуникатор) на сегодняшний день одна из самых лучших в мире. Система анализирует запасы товара и дает агенту подтверждение, что заказ зарезервирован. Есть технологии, предлагающие матрицу замены, если заказанного товара нет или не достаточно, так что не теряются продажи. Кроме того, в ОПТИМУМе есть несколько режимов работы. Свободный режим — это когда некоторая обязательная последовательность действий торгового представителя логируется в системе и потом супервайзер может проверить ее выполнение. Второй, наиболее частый вариант — работа по рекомендованному сценарию, когда операции делаются по предложению системы шаг за шагом, но какую-то можно пропустить. Третий — жесткий сценарий, когда, не сделав одно действие, нельзя перейти на другое. Переключение между режимами работы осуществляется уполномоченными сотрудниками в офисе пользователя системы. Внутри каждого действия мы даем всю необходимую информацию и заставляем торгового представителя прилагать усилия по повышению продаж. Например, в программу контроля наличия товара вводится определенная норма, какой процент полки должен занимать товар клиента, и при введении данных система автоматически сообщает о невыполнении этих нормативов, что для сотрудника означает снижение расчетного бонуса и побуждает его привести ситуацию к эталонной. Мы не продаем программное обеспечение, мы постоянно совершенствуем и предлагаем нашим заказчикам комплексную технологию увеличения продаж и прибыли — это, пожалуй, ключевое определение, если мы говорим об АСУМТ ОПТИМУМ.

Насколько повышается эффективность работы после внедрения вашей системы?

Первым об этом официально сообщило ООО «Пепсико Холдингс» в журнале «PC Magazine/RE» (№1, 2005). Леонид Миронов заявил: «Стимулом для внедрения автоматизированной системой управления мобильной торговли стала невозможность обработать нарастающий объем заказов в рамках существовавшей ранее „бумажно-телефонной” системы. По нашим оценкам, после внедрения количество заказов, взятых за день одним торговым представителем, возросло на 30%, при этом ввод заказов в систему заканчивается на 3-4 часа раньше, что дает возможность обеспечить доставку в течение 24 часов».

Но, вообще-то, наши заказчики не любят публиковать цифры, потому что в большинстве случаев уже через 4-8 недель после начала использования системы они понимают, что приобрели уникальное конкурентное преимущество.

ОПТИМУМ не только позволяет автоматизировать процесс, а предоставляет инструмент для его управления и улучшения. Это не учетная система сбора и обработки данных, это реальная технология быстрого улучшения показателей бизнеса как увеличение прибыли на фоне снижения издержек, новый уровень управляемости и возможности развития компании. Кстати, именно поэтому с 2004 мы стали называть свое решение автоматизированной системой управления мобильными процессами (АСУМП) или мобильной торговлей (АСУМТ). Но есть и другие показатели качества нашей работы. Например, у известного производителя пива компании «Эфес» (Efes) в Турции, на Кипре, везде, где она исторически была сильна, есть собственная система автоматизации мобильной торговли. И долгое время они пытались адаптировать ее для России, причем, подчеркиваю, это их собственная система, для них приоритетная. В итоге они обратились к нам и дали задание сделать за месяц то, что они не могли сделать в России почти два года. Мы показали неожиданный для заказчика результат, и буквально через несколько дней после окончания тестирования пилотного проекта они решили автоматизировать с помощью АСУМТ ОПТИМУМ весь свой сбыт в Москве и области.

Здорово!

Но мы пошли дальше! Например, компания одновременно продает кондитерские изделия, напитки, консервы и средства гигиены, т. е. огромный ассортимент. Поэтому в крупных городах России, да и в областях, у нее существует проблема маршрутизации транспорта — оптимизации и расчета маршрутов для собирающих заказы торговых агентов. И чтобы автоматизировать этот процесс, нам, во-первых, нужно было понять, как учитывать весь ассортимент. Мы выбрали канальную стратегию, разделив его на товарные группы. Дальше нужно разобраться, с какими торговыми точками на данной территории эффективнее работать методом van selling, а с какими — методом pre selling. Это очень сложный вопрос. Следующая задача — определить, сколько мобильных сотрудников потребуется на данной территории, скажем, секторе Москвы. До нас менеджеры это делали фактически без инструмента, только на основе опыта, неких знаний в данной области и личных качеств. Компания полностью зависела от них, и их ошибки могли приводить не только к недополученной прибыли или убыткам, но закрытию данного направления бизнеса, проигрышу или выигрышу у конкурентов. А с конца 90-х все диктует розница, и конкурентная борьба за нее резко увеличилась, потому что поставщиков стало очень много. Розница говорит: «У вас консервы? Мне 50 компаний хотят продавать их в кредит, на моих условиях и по хорошей цене. Поэтому вот вам торговая площадь, витрина, сами привозите, сами расставляйте и сами отслеживайте, чтобы у меня в наличии всегда был ходовой ассортимент в достаточном количестве. И имейте в виду, что если товар будет плохо уходить, я вас быстро заменю!» Это называется диктатурой розницы. Понятно, что есть специфика работы крупных сетей с поставщиками, у некоторых из них есть собственные поставки, но в принципе общая схема такова. И, допустим, на данную территорию взяли 20 человек, по 100 торговых точек на каждого, т. е. агенту в среднем нужно посещать 20 магазинов в день — очень хороший показатель для бумажной технологии. Но частота посещений магазина должна быть привязана к большому количеству параметров, ключевые из них — к тегория магазина и его реальная мощность по товарообороту. Иногда, например, палатка продает определенного товара больше, чем супермаркет. И, с одной стороны, нужно никого не пропустить и соблюсти требуемую частоту посещений, с другой — мало того, что разбить их по рабочим дням, что вручную сделать очень сложно, так еще и вручную рассчитать маршрут!

Как правило, этим в компании занимаются супервайзеры и диспетчеры, которые должны хорошо знать транспортную схему и в зависимости от технологии работы компании выстроить маршрут. У кого-то преселлеры ездят на машинах, у кого-то — на метро. И опять нужно учитывать много факторов: длину пробега, среднюю скорость движения, пробки и т. д.

И с 2003 до конца 2005 мы занимались созданием алгоритмов для решения всех этих задач, которые до нас решались исключительно вручную. Потому что самое главное в автоматизированных системах — не интерфейс, а математика. Мы сотрудничали в этом направлении с несколькими компаниями, но пришли к выводу, что нужно делать собственный продукт. И сегодня у нас в составе АСУМТ ОПТИМУМ появилась геоинформационная подсистема ОПТИМУМ ГИС. В нее входит модуль оптимизации расчета маршрутов, учитывающий все названные параметры и торговые точки на конкретной территории с адресами, привязанными к электронной карте. Требуемая частота посещений точек клиенту изначально известна. Далее вводится количество имеющихся сотрудников и задается среднее количество посещений в день, больше которого, исходя из опыта, торговый представитель физически сделать не может, но, по логике, и меньше не должен. Этот параметр не жесткий, величину отклонений задает сам клиент, например, 17 визитов в день плюс-минус 2. И наша система рассчитывает маршрут, исходя из транспортного графа, взаиморасположения адресов, удобства проезда, с учетом восьмичасового рабочего дня и требования минимальных отклонений.


Интерфейс серверного модуля ОПТИМУМ ГИС

И каковы результаты?

Например, до нас компания работала 5 лет по схеме van selling, у нее уже есть устоявшиеся маршруты и опытные диспетчеры. Мы сравниваем, что есть у них с тем, что рассчитала наша система после ввода их параметров, и получаем минимум 40% экономии километража! А если машины будут ездить на 40% меньше, снижается их амортизация, расход ГСМ и т. д. К тому же мы получаем оптимизацию ресурсов, потому что система показывает, что с этим объемом работы могут эффективно справиться не 20 человек, как раньше, а 16. Причем учитывается такой параметр, как средняя продолжительность работы в определенной категории точки — опять же, с учетом отклонений, потому что идеала не бывает, бывают всякие сложности на месте. А у другой компании — владельца 17 вэнов, после нашего расчета маршрута месячный пробег снизился с 7000 км до менее 4000. Вот такие эффекты мы получали еще в начале развития этой технологии!

Значит ли это, что диспетчеры больше не нужны?

Нет, мы не отменяем диспетчера, мы даем ему инструмент, уменьшающий рутинную работу. Но всегда есть нюансы, и он может вручную корректировать рассчитанные системой маршруты, причем с учетом всех взаимосвязей. Еще один эффект от запуска нашего модуля - это приведение в порядок адресной базы клиентов. Не секрет, что в информационных системах, в которых сейчас ведется учет адресов клиентов, очень много ошибок и несоответствий как в формате их введения, так и в синтаксисе. У нас есть классификатор адресов, интегрированный с федеральной программой КЛАДР (Классификатор адресов). Контролируется правильность любого адреса на территории России. Приходя к клиентам, мы сталкиваемся с тем, что 15-20% адресов, мягко говоря, не соответствуют стандартам. При разворачивании нашей подсистемы ГИС на определенном этапе запускается максимально автоматизированная процедура приведения адресов в соответствие. Обычно система определяет 70-85% адресов и подтверждает, что они правильно в нее вписались. Причем неважно, в каком формате изначально записан адрес — система интеллектуальная, она его определяет и перезаписывает в нашу базу уже в формате КЛАДР. Остается 15-30% адресов, которые нужно привести в соответствие вручную — работа рутинная, но занимает один, максимум три дня. Уже от этого приведения базы к реальности клиент получает колоссальный эффект!

Дальше, если мы говорим о технологии pre selling, мы в нашем модуле планируем маршруты преселлеров, и они собирают заказы, зарабатывая для компании деньги. Эти заказы через нашу систему по каналам сотовой связи быстро попадают в серверную часть, интегрированную со складской или учетной системой, куда они мгновенно и переправляются. Дальше система резервирует товар, готовится заказ на паллете, плюс накладная. И появляется задача оптимального планирования развоза тысяч заявок в день, причем, помимо транспортного графа, т. е. выбора самого короткого пути, нужно учитывать объем и вес груза, да еще и грузить товар в машину так, чтобы выгружать было удобно. При этом нужно учитывать еще и формирование себестоимости доставки, ведь автопарк может быть собственный или арендованный, с разной схемой подсчета затрат. Может машина за день сделать несколько рейсов или нет? Ведь бывает, что у арендованных машин есть записанное в условиях договора ограничение по километражу за день. И оплачиваться при этом она может по часам, а не по километражу. Тонкостей много, но конечная цель — доставить заказы самым коротким путем, с максимальной загрузкой машины на каждом рейсе, и при этом в указанное торговой точкой время или окно доставки, потому что если в него не попасть, нет гарантий, что у вас примут товар в этот день или машина не будет неизвестно сколько стоять в очереди. И опять же, до нас вся эта очень тяжелая рутинная работа ложилось на плечи диспетчеров, от уровня профессионализма которых компания колоссально зависела. Мы даем им инструмент, учитывающий все необходимые параметры и ограничения. Диспетчер их вводит и получает по каждой машине рассчитанный маршрут с загруженностью и километражем. Более того, каждый маршрут система может показать вплоть до транзакции переездов: выезд в 9.15 с такого-то склада, 100 м по такой-то улице, поворот направо, на это должно уйти столько-то времени, поворот налево, прямо 1,5 км — первая точка, плановое время разгрузки и планируемое время выезда с нее. Система также учитывает — и это очень важно! — пропускные зоны Москвы, ведь есть Третье транспортное кольцо с определенным тоннажем и пропуском, есть Садовое кольцо и Центр. Водитель получает на руки маршрут и его карту, а у диспетчера остается возможность гибко его корректировать, потому что все равно система не может все просчитать идеально. Это связано и с тем, что карты для крупных городов сейчас обновляются раз в квартал или полгода, а, например, вчера закрыли какой-то переезд или улицу. Понятно, что если система этого не знает, она рассчитает по своему стандарту, но диспетчер может очень быстро сделать обход. За счет использования системы диспетчер освобождается от рутинной работы минимум на 80%, и тратит на весь цикл в 4 раза меньше времени. Плюс экономия ГСМ за счет снижения километража от 10-15% до 40% в некоторых случаях, плюс оптимизация расходов на использование самих машин. Часто мы получаем сокращение автопарка. В одной компании пять лет работало 70 машин, и при этом их все время как бы не хватало, а с системой стало хватать 65!

Кажется, что у вас уже все отшлифовано и предусмотрено. Вы видите пути дальнейшего совершенствования своей системы?

Несомненно! Уже сейчас мы учитываем среднюю скорость движения, которая может быть задана как параметр не только на зону, но и на конкретную улицу, что сейчас мало кто может. Поэтому наши системы готовы к так называемому европейскому сервису, как в крупных городах Германии, когда через Интернет или каналы GPRS специальные службы в онлайне передают информацию о средней скорости движения на конкретной улице. Причем с точки зрения затрат на связь - все это копейки, потому что объемы данных очень маленькие. И как только в Москве такие службы появятся, мы будем так работать. А следующий шаг — динамический перерасчет маршрута, потому что, например, для водителя большегрузных машин проблема пробок очень актуальна. Сейчас диспетчер получает не всегда адекватную информацию о пробках, звонит ему и говорит: «Там-то пробка, объезжай!» Очень много рутины и большие затраты на связь. Мы идем к тому, что в течение ближайших 2-3 лет у нас будет динамический перерасчет маршрута с учетом почти всех влияющих на результат факторов. И, безусловно, очень важный момент для компании — это контроль и анализ отклонений от маршрута.

Действительно, система может хорошо работать, а люди ленятся или нарушают правила. Что тогда?

Чтобы этого не происходило, мы развиваем третий, очень важный модуль — мониторинг мобильных сотрудников. Специфика работы пресселера в том, что если у него с магазином установились хорошие отношения, он может все делать по телефону, т. е. сидя в кафе или на пляже, обзванивать своих клиентов, и спрашивать, сколько чего на остатке. Скажут ему точно или нет, он занесет это в компьютер, обсудит заказ по телефону и введет в систему. В принципе это нарушение всего процесса — он должен быть в точке и видеть все своими глазами, потому что иначе достоверность падает, и в заказе возникают ошибки. Система дает возможность контроля и борьбы с этим на двух уровнях. Уровень первый — ключевые логи действий по времени. Если сотрудник полежит на пляже, а потом быстренько обзвонит свои магазины и что-то введет в компьютер, система покажет супервайзеру, что он три часа работал, а остальное время непонятно чем занимался. А манипуляции с попытками изменить системное время у нас не проходят, хотя всегда есть 2-3% тех, кто считают себя крутыми хакерами и пытаются.

Но все равно мы не знаем, где в данный момент находится наш главный человек. Поэтому мы сделали модуль мониторинга, в котором дополнительно к логированию по времени, при установке на машину приемника GPS возможно еще и снять треки ее реального местонахождения. Интерфейс очень прост — у менеджера есть экран с картой и возможность «фильтровки» людей по разным параметрам. Например, он выбирает конкретного торгового представителя, ставит галочку на конкретном плановом маршруте. И в идеале все треки выполнения маршрута, исходя из данных по временным логам и GPS, должны совпадать. Работа системы сводится к тому, чтобы выдать простую и четкую картину отклонений по маршруту и времени. Например, меня как менеджера интересуют все отклонения от маршрута более 50 м, и по всем торговым представителям, которые мне подчиняются, эти отклонения на выбранную дату будут попадать в отчет. Есть и плановое время выполнения операции — переезд между точками, время работы в точке, и я могу получить отчет обо всех отклонениях свыше 10 минут от ключевых операций. Это мощный инструмент бизнеса, позволяющий видеть реальную картину.

Некоторые крупные компании считают, что у них все хорошо — торговые представители замотивированы и перевыполняют план на 200%. Когда мы запустили эту систему, то увидели, что в самом лучшем случае даже самые хорошие агенты почему-то никогда не выполняют больше 68% от запланированных маршрутов и действий. Может, они и стараются, но где оставшиеся 32% — никто ответить не может. Значит, нужно либо план корректировать — он нереален по каким-то параметрам, либо эти 32% как-то размываются. Это, конечно, вопрос неоднозначный, потому что люди не любят тотальный контроль, контроль — это всегда вопрос договоренности. Но факт, что этот инструмент дает колоссальные экономию и оптимизацию, наглядно показывая, кто как работает.

Можно ли с помощью вашей системы так же отслеживать грузоперевозки?

Да, вторая часть модуля мониторинга — мониторинг мобильных объектов и автомобилей. В торговле — куда вэны едут с товаром, иногда дорогостоящим, в развозе заявок. Еще хорошее применение — строительная техника: куда реально поехал этот самосвал или кран, почему приехал на полтора часа позже, а ведь один подъем крана стоит несколько тысяч рублей, и т. д. Не секрет, что еще одна проблема — слив топлива. Самый легкий вариант контроля — ставим на машину Bluetooth-приемник, к нему дополнительный блок для снятия координат и отправки по каналу GPRS. При этом если GPRS-канал не работает, а нужен мониторинг онлайн, то блок автоматически переходит на аварийный канал SMS. Диспетчер имеет возможность и видеть трек в онлайне, и обращаться к истории. Это самый простой вариант, а возможен и контроль расхода топлива с помощью разных типов датчиков. Это требует, как правило, сложного монтажа автономного блока. Но себестоимость эксплуатации такой системы — несколько долларов абонентской платы тарифного плана оператору и несколько долларов за GPRS-трафик. Точные цифры зависят от частоты снятия координат — кому-то нужно раз в 30 секунд контролировать, а кому-то — раз в полчаса. На строительной технике, например, на самосвалах, эти системы полностью окупают себя за несколько недель, и приносят не просто прибыль, а меняют в большую сторону ее порядок! Например, на бетоновозах, они могут окупиться и за 2 недели. Далее, тоже много возможностей — опять же расчет соответствия километража плановому маршруту, контроль наличия пассажиров, анализ работы двигателя при остановке машины, аудио и в перспективе дешевый видеоконтроль, двусторонняя связь по дополнительному выделенному каналу.

На самом деле процесс усовершенствования и оптимизации процессов бесконечен, и даже небольшие внедрения могут дать существенную экономию. Например, водитель нажимает на тревожную кнопку, чтобы диспетчерская с ним связалась. Для него это бесплатный звонок, потому что у диспетчерской может быть какой-то безлимитный тариф. Можно хорошо сэкономить. На сегодняшний день мы способны предложить комплекс решений для бизнеса любого размера — малого и среднего. Наш уникальный опыт успешной и быстрой интеграции более чем с 700 типами (!) информационных систем это доказывает. И особенно для крупных игроков, например ГК «МЕГАПОЛИС», которая является самым большим дистрибуторским центром табачной продукции в мире. Это 100% дистрибуции Philip Morris, Gallaher Ligget Ducat, Imperial Tobacco и др. производителей на территории России, а также развивающаяся дистрибуция пива «Балтика» и продукции Tchibo. В значительной степени это удалось МЕГАПОЛИСу не только за счет очень правильного стратегического управления развитием компании, но и благодаря использованию наших технологий.

Один из новых наших проектов — это предоставление законченного комплекса услуг для различных сфер бизнеса. Для этого свои усилия объединили три компании. Один из крупнейших сотовых операторов компания «Вымпелком» известная под торговой маркой «БИЛАЙН» (с 2007 года «БИЛАЙН» продвигает на рынок решение «Мобильная торговля», которое мы разработали на базе АСУМТ ОПТИМУМ специально для оператора, добавив ряд дополнительных функций), лидер мирового рынка биллинговых систем компания Amdocs (в данном проекте Amdocs продвигает мощнейшую платформу управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, управления выполнением бизнес-процессов компании на уровне всех сотрудников и взаимосвязей, управления услугами и мн.др.) и наша компания, которая не только разработала «Мобильную торговлю», но и произвела интеграцию с платформой Amdocs.


Мобильная торговля ОПТИМУМ для «БИЛАЙН»

В результате на рынке появилась уникальная комплексная система, нацеленная на решение задач амбициозных быстроразвивающихся компаний не только в секторе потребительских товаров и услуг, но и в страховой сфере, в промышленных отраслях, в любых направлениях, требующих оперирования со сложными продуктами и процессами, большим количеством клиентов в условиях самой жесточайшей конкуренции.


Ваше сообщение отправлено!

Менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.