Опубликовано в журнале PC Week/RE, №8 (614) 11 марта — 17 марта 2008
В конце февраля группа компаний CDC (Центр корпоративных разработок) и компания Motorola объявили о выпуске на российский рынок решения ОПТИМУМ ММС (Мобильный Мониторинг и Сервисы) на базе мобильных терминалов Motorola, предназначенного для автоматизации управления сервисным обслуживанием и мониторинга состояния оборудования. Это решение, по словам представителей обеих структур, представляет собой новую технологию автоматизации сервисных компаний, существенно снижающую затраты на подрядчиков и уменьшающую риски благодаря возможности удаленного контроля за процессами.
«Появление ОПТИМУМ ММС явилось результатом расширения взаимодействия нашей компании с независимыми разработчиками ПО, — заявил директор по продажам в Юго-Восточной Европе Motorola Enterprise Mobility Business Александр Пархоменко. — Тем самым мы расширяем их возможности, проводя тестирование предлагаемых ими продуктов и в дальнейшем продвигая через сеть наших традиционных партнеров».
Александр Пархоменко
Со своей стороны президент ГК CDC Хусейн Аз-зари отметил, что при выборе поставщика оборудования рассматривались разные предложения. Главным доводом в пользу компании Motorola стало наличие у нее прозрачного и продуманного среднесрочного плана, направленного на обеспечение российских предприятий качественной мобильной связью. В течение всего 2007 г. специалисты CDC изучали требования, которые Motorola предъявляет к своим партнерам, и в начале 2008-го приступили к тесной совместной работе. Тогда же ГК CDC получила статус Motorola Premier ISV Partner, став единственным стратегическим партнером-разработчиком на территории России, СНГ и Восточной Европы.
Хусейн Аз-зари
Решение ОПТИМУМ ММС базируется на использовании коммуникаторов Motorola низкой и средней ценовой категории, к примеру Symbol MC35 или MC70. Они характеризуются возможностью применения в неблагоприятных погодных условиях, выдерживают падение на бетонный пол с метровой высоты, не боятся воды, грязи и пыли, поддерживают несколько коммуникационных стандартов (GSM, GPRS, CDMA, Wi-Fi и др.), оснащены средствами беспроводной и мобильной связи и сканерами штрих-кодов.
В основе решения лежит платформа ОПТИМУМ, используемая в течение последних 11-ти лет для автоматизации мобильной торговли. К сегодняшнему дню на базе этой платформы реализовано 15 крупных территориально распределенных проектов, в том числе в компаниях «Мегаполис», «Филипп Моррис» (дистрибуция всей продукции на территории России) и «Балтика» (дистрибуция продукции в Красноярске и Красноярском крае).
К числу основных задач, которые позволяет решать система ОПТИМУМ ММС, Хусейн Аз-зари отнес управление всей цепочкой планирования деятельности мобильных сотрудников, поддерживающих в рабочем состоянии сетевую инфраструктуру, и создание сценария работы мобильных команд непосредственно на объекте. Система позволяет оперативно связываться с центральными БД, диспетчерскими службами, БД в генерирующих компаниях, что обеспечивает предоставление сотрудникам всей необходимой информации. Она также предоставляет возможность быстрого изменения маршрутизации в зависимости от изменения ситуации (например, в период пиковых нагрузок) благодаря использованию мощного математического алгоритма по оптимизации маршрутов с учетом оперативной обстановки.
Помимо этого в системе реализованы аналитический блок ОПТИМУМ OLAP, позволяющий обрабатывать большие массивы информации в различных разрезах и на основе этого готовить отчеты по ключевым показателям деятельности сотрудников, а также блок мониторинга, основанный на применении навигационных устройств. Сегодня в ОПТИМУМ ММС применяется технология GPS, но специалисты CDC, по словам Хусейна Аз-зари, уже готовы без каких-либо существенных изменений к использованию российской системы ГЛОНАСС, когда та заработает в полном объеме.
Еще одной особенностью ОПТИМУМ ММС Хусейн Аз-зари назвал возможность ее интеграции с другими системами, функционирующими в компании. Сегодня в распоряжении специалистов CDC имеется технология создания интерфейсов практически со всеми известными ERP- и CRM-системами, а также с различными корпоративными информационными системами на базе ПО SAP, Microsoft Dynamics, Oracle и «1C». Разработан технология быстрой интеграции.
Как считают представители CDC и Motorola, решение главным образом найдет свое применение в следующих шести отраслях: ТЭК, финансы (банковские услуги и услуги страхового бизнеса), ИТ и телекоммуникации, транспорт и логистика, ритейл, ЖКХ и эксплуатация нежилых объектов. Каждая из них имеет не только свою специфику, но и разные подходы к наполнению контентом бизнес-процессов. Но везде есть общая логика — планирование работы мобильных сотрудников, выполнение ими неких сценариев на месте, оперативный обмен информацией, аналитика и на ее основе принятие управленческих решений.
Именно поэтому решение ОПТИМУМ ММС реализовано как универсальная система практически с единым интерфейсом. Все, что требуется для его настройки для конкретной отрасли применения, — это изменить названия закладок. А вот задачу наполнения контента может решить сам пользователь без участия разработчика, самостоятельно установив нужные справочники, и с помощью системы настроек изменить поведение системы. При этом вся работа с интерфейсом сведена к минимуму, поскольку лишние несколько секунд при условии, что к системе обращаются десятки тысяч людей, приводят к значительным затратам времени.
Следует отметить, что, по утверждению Хусейна Аз-зари, стоимость внедрения решения практически не будет зависеть от отрасли, в которой его станут использовать. В целом она складывается из стоимости лицензий на мобильное рабочее место, стоимости серверной части и непосредственно самого внедрения, т. е интеграции с существующей инфраструктурой. При этом величина третьего компонента может составлять до 30–40% в зависимости от того, где будет использоваться ОПТИМУМ ММС. В компании, эксплуатирующей сложное, но одно решение, например на базе SAP, с помощью модуля быстрой интеграции внедрение будет выполнено быстро и дешево. А в компании с большим числом филиалов, не имеющей единой информационной системы, внедрение обойдется намного дороже и займет больше времени.
Для проведения такой интеграции у CDC на сегодняшний момент есть партнеры в России, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане и на Украине, которые выполняют примерно 20% работ. Остальные 80% приходится на специалистов CDC, при этом в компании понимают, что при увеличении числа внедрений потребуется привлечение новых партнеров.
Говоря о перспективах ОПТИМУМ ММС на российском рынке, Хусейн Аз-зари отметил, что, по оценке обеих компаний, это решение может быть наиболее востребовано в нефтяной отрасли, начиная от геологоразведки и нефтедобычи до транспортировки продуктов нефтепереработки конечным потребителям, а также в структурах Газпрома, РАО ЕЭС и ЖКХ. «Мы готовы поставлять систему в самые разные компании, начиная от тех, которые занимаются относительно простыми процессами, например клиринговые фирмы, и заканчивая организациями, обслуживающими сложные, закрытые, с отдельным видом допуска объекты, в частности предприятия атомной энергетики», — заявил Хусейн Аз-зари. Причем, как посчитали в CDC, внедрение системы может принести коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) в размере около 400% уже через несколько кварталов после окончания цикла внедрения (примерно через полтора года).
При этом, отвечая на вопрос о том, как компания CDC реально оценивает свои позиции на этих новых для нее рынках, Хусейн Аз-зари констатировал, что у компании в настоящее время существуют очевидные преимущества лишь в FMCG-секторе (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса), где ее пользователями уже являются свыше 1700 предприятий в России и странах СНГ, среди которых российские филиалы Schwarzkopf & Henkel, Procter & Gamble, Nestle, группа компаний «Пепси» (Россия) и другие известные бренды.
Вместе с тем, как утверждают в CDC, компания уже сегодня готова не только к продаже системы на российском рынке, но и к выходу на западноевропейский рынок, поскольку в ОПТИМУМ ММС реализована поддержка многих языков. К настоящему времени предпринималось несколько попыток реализации пилотных проектов в сервисных компаниях Болгарии и Германии.